Доклад на V Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» - 11 Февраля 2015 - Сайт казаков Магнитогорска
САЙТ КАЗАКОВ МАГНИТОГОРСКА
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Общество и политика :: Выборы
Погода
Магнитогорск
Поиск
Главная » 2015 » Февраль » 11 » Доклад на V Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества»
17:07
Доклад на V Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества»

Доклад

на V Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества»

войскового старшины Крылова К. В.

Духовный образ казака как ориентир сохранения и развития культурно-исторический и духовно-нравственных традиций казачества в России и за рубежом

Уважаемые отцы, господа атаманы, братья казаки!

Одним из самых масштабных проектов, который реализуется под покровительством Синодального комитета, стал восстановленный Оренбургскими казаками исторический крестный ход с Табынской иконой Божьей Матери.

За четыре с половиной года мероприятия крестного хода проведены в более чем в трех тысячах приходов Русской Православной Церкви, в 38 регионах России, от Пскова до Владивостока и от Чукотки до Кавказа в которых было задействовано более 3-х с половиной тысяч священнослужителей и приняло участие около миллиона человек. В этом зале вижу значительное количество людей которые принимали непосредственное участия в мероприятиях крестного хода.

Деятельность казаков крестоходцев направлена на налаживание взаимодействия Русской православной Церкви, органов государственной власти и казачьих структур в России и за рубежом . Во время крестного хода миссионерские мероприятия проводились в свыше 600 школах и детских домах, 89 воинских частях и пограничных заставах, 51 исправительном учреждении. На самолетах и вертолетах с иконой облетали границы России. Для установления дружественных связей с потомками казаков совершенны паломнические поездки в Сербию, Косово, Грецию, Святую Гору Афон, Святую Землю (Израиль), Абхазию, Южную Осетию, Казахстан. Снято пять документальных фильмов. Проведено несколько выставок. Создан и действует четвертый год казачий семейный центр православного воспитания «Ковчег» в котором порядка 200 казачат вместе с родителями участвуют в строительстве храмов, постигают навыки жизни казаков в полевых условиях.

Осуществляя этот труд во Славу Пресвятой Богородицы мы встречаемся с казаками и священнослужителями, людьми разных возрастов и социального статуса. Хотелось был поделиться теми наблюдениями и информацией которую мы получили.

Как в России, так и за рубежом служение Православной Вере не является приоритетом среди основной массы казаков. К сожалению, в большинстве на местах казаки особенно в городах и крупных поселках практически утеряли смысл своего существования. Среди так называемых казаков много язычников, сектантов, и атеистов. Немало их и среди атаманов различного уровня. Казачьи общества и общины имеют смутные цели своего существования и функционируют больше как ретроклубы или квазиполитические структуры. Идет деградация понятий казак и казачество.

Конечно, есть сегодня и активные казаки которые занимаются в воспитании казачат, принимают участие в восстановлении храмов и монастырей, благоустройстве церковных подворий, в обеспечении безопасности во время проведения массовых православных мероприятий и в организации совместных памятных акций. Но многие делают это по наитию.

Исследователи и историки казачества расходятся во мнениях о происхождении казаков, но большинство не подвергает сомнению, что казаки с момента своего появления на исторической сцене, и в исторических упоминаниях и документах VIII – IX веков определяются как славяне- христиане. По преданиям самих казаков передающихся от отца к сыну казаки приняли крещение на Азове и Днепре от святого апостола Андрея брата святого апостола Петра. О посещении им этих мест согласно «Повести временных лет» свидетельствует и сам апостол Андрей.

Для наших предков было непреложной истиной что, казаки вне Церкви существовать не могут. Храм и служение Вере в казачьей общине и каждого члена общины в отдельности составляли Смысл жизни, от которого формировались система самоуправления, семейные , бытовые , культурные и хозяйственные традиции.

По мнению ряда старейших и авторитетных казаков, а так же священнослужителей в России и за рубежом, Основная проблема казачества на сегодняшний день заключается в отсутствии среды, где естественным образом бы росли казачата, развивалась бы приходская жизнь казаков и казачье самоуправление. Такая среда обитания могла бы дать новых казаков впитавших принципы казачьей жизни «с молоком матери».

Думаю, что все присутствующие понимают, что в среде язычников вырастут язычники, в среде развратников - развратники, а в среде бандитов и воров вырастут воры. Среда, за редким исключением, плодит себе подобных.

Отрадно что. эта исходящая из народа мысль сегодня стала восприниматься в России и на государственном уровне. Буквально за несколько дней до начала этой конференции один из самых авторитетных казачьих атаманов, депутат государственной Думы Виктор Петрович Водолацкий в своем интервью на КИАЦЕ впервые обозначил формирование среды как одной из главных целей недавно созданной в России казачьей организации, создание которой одобрено и на Президентском Совете.

Формирование полноценной среды невозможно без определения сути казачества его миссии и предназначении. Ниже попробую дать некие смысловые ориентиры которые помогут в деятельности священнослужителей по формирования православного мировоззрения казаков и казачьих общин как в России так и зарубежом.

На первых конференциях, проходивших в Донском монастыре, мы пытались дать формулировку слову «казак». К сожалению формулировка получилась довольно сложная в смысловом отношении и вызвала противоречивую реакцию среди казаков.

Вот что говорят старейшие казаки на Урале и Сибири получившие свое понимание этого слова от предков.

Так вот старейшими казаками, слово казак трактуется как - к Богу принадлежащий или служащий Бога. Подтверждение такой трактовке этого слова так же можно найти и в Сборнике Рогожской старообрядческой казачьей станицы* 1998 год стр. 6. Кроме того, о смысле слова казак говорит его этимология.

Как известно буквицы в древнеславянском языке кроме звучания и названия имели и образ. Слово «казак» состоит из двух частей «каз» и «ак». Где первая часть «кАз» говорит об отношении к Богу . Так как «Азъ» в древне славянском языке образное название первой буквицы азбуки «А». Образ буквицы АЗЪ – Бог , живущий и созидающий на земле..

Буквица «К» в древнеславянском языке именуется «како» имеет образ объединения человека со Вселенной (Мирозданием). Наш Господь Иисус Христос – явленный Бог Слово отсюда славянские слова с корнем «КАЗ» имеют непосредственные значения связанные с словом или образом например глагол казатьть, по Этимологическому словарю Фасмера` имеет значение «являть, говорить», отсюда : сказ, рассказ болг. ка́жа, ка́звам «говорю», сербохорв. ка́зати, ка̑же̑м «сказать», словенск. kázati, kâžem «показывать», чешск. kázat «читать проповедьнаставлятьпоказыватьприказывать», польск. kazać, (казач) każę «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kazać «показывать, называть», также из корня «КАЗ» формировались слова имеющие высочайшие властные полномочия –указ, наказ, наказание, казнь.

Вторая часть слова «КАЗАК» окончание «ак». В русском языке -а(я)(и))к  свидетельствует о роде занятий, служении или принадлежности к чему либо:: .рыбак, моряк, ратник, священник, и т.д.

В казачьей среде ни когда не было унизительного рабства, даже попавшие в плен к казакам враги жили как свободные люди и не испытывали на себе рабского унижения. При этом понятие казачьей воли в казачьей душе было производным не от своеволия, а от исполнения и покорности только Воле Божьей. Об этом свидетельствует казачий фольклор, казачьи поговорки и пословицы

По мнению казаков стариков Вольный казак – живущий по Воле Божьей ,то есть исполняющий Волю , Веление Божье.

Также данное определение подтверждается казачьими пословицами и поговорками :жить – Богу служить! Власть Господня, воля Божья, святая воля Его. Вольный свет на волю дан. Чья воля, того и ответ

А живущий по своему усмотрению человек считается у казаков не вольным , а своевольным или самоохотным , что так же подтверждается казачьими поговорками: Дай душе волю, захочет и боле. Дай сердцу волю, заведет тебя в неволю. . Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю.

В связи с вышесказанным интересна трактовка понятия «Казачий круг».Согласно устным преданиям казаков на круге незримо присутствуют Сам Господь Христос с сонмом Ангелов и все предки казаков как представители Церкви Небесной или торжествующей.

Историк Кубанского казачьего войска, член- корреспондент Российской академии Наук ,глава Кубанской казачьей Рады Ф.А. Щербина считал что Казачество в особой форме сохранило славянскую форму самоуправления . Он пишет «Вечевое устройство было исконным и общераспространенным укладом народной жизни у всех славянских народностей. Оно составляло первоначальную форму народного быта и существовало до Рюрика.» Щербина отмечает, что вече было «политической формой народоправства» (Ф.А. Щербина История кубанского казачьего войска 1910 год том 1стр. 426.) У казаков эта политическая форма народоправства получает и духовно-сакральное значение. В традиции народоправства казаков созванный Круг, где собираются все совершеннолетние и имеющие право голоса казаки и священнослужители является высшим органом власти. Решения круга имеют форму закона и свято блюдутся всеми казаками. Нарушения решений круга и клятв данных на круге карались вплоть до смерти. И это не случайно. Православное учение о Церкви гласит, что слово «церковь» происходит от латинского слова «circus» -круг, и от греческих слов вызываю, собираю означает собрание или общество званных. Отсюда у казаков «собрать Круг» А в самом обширном смысле слова под Церковью Христовой понимается общество всех разумно-свободных существ то есть людей и Ангелов , верующих во Христа Спасителя и соединенных с ним. По сути казачий круг является некой формой церковного собора казачьей христианской общины решения которого соответствуют Воле Божьей.

На вопрос кого или что защищают казаки, от многих стариков слышали ответ: Православную Веру и Православный народ от грабежа, ереси, насилия, беззакония и посягательств иноверцев. Этому образу полностью соответствовали былинные богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич о принадлежность которых к казакам неоднократно говорится в былинах.

Итак, получаем в итоге следующий образ;

Казак – православный христианин - воин, живущий по Воле Божьей и исполняющий Его Веления;

Казаки – группа воинов православных христиан, объединенная в духовное братство основанное на Православном учении о Церкви, каждый член этого воинского братства и само братство имеет своей жизненной целью защиту Православной Веры и Православного народа от различных посягательств.

Во время проведения крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери мы стали предлагать священникам на местах совместно с воцерковленными казаками направить свои усилия на восстановление правильного понимания казаками своего исторического предназначения и цели создания казачьих общин. Формирование управления общинами в соответствии с Православным учением о Церкви. А также взаимодействие с казаками проводить как вид совместного служения Богу, направленного на укрепление Православной веры среди населения и защиты православного мировоззрения. Как говорили казаки : Жить Богу служить! Результаты превзошли ожидания.

За рубежом потомки казаков и других эмигрантов говорили о своей готовности поддерживать наше видение развития казачества как Православного воинства как политически, так и экономически. Развивать двухстороннее сотрудничество с православными общинами казаков. Участвовать в строительстве и восстановлении храмов, создании приходских школ для казачат, помогать в развитии агротехнологий казачьих поселений.

В России вдохновленные своей исторической миссией на местах потомки казаков совместно со священнослужителями стали создавать новые православные казачьи общины, восстанавливать порушенные и строить новые православные храмы. Казаки с интересом включаются в приходскую жизнь и миссионерскую деятельность, что служит более быстрому и массовому воцерковлению казаков, благожелательному отношению к казачеству местного населения и повышению авторитета у органов власти.

Наиболее активные группы казаков стали возрождать крестные хода с месточтимыми образами Пресвятой Богородицы. Так второй год по территории Волжского войска идет крестный ход с иконой Богородицы «Избавительница от бед». Казаки Московской области подали заявку в комиссию Священного Синода на проведение крестного хода по Центральному федеральному округу с образом Божьей Матери «Иверская» которую освятили на Святой горе Афон в монастыре Иверон и получили разрешение братии Иверского монастыря на совершение крестных ходов с этой иконой по России.

Забайкальские казаки начали проводить крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы «Честоховская», в октябре прошедшего года они совместно с казаками крестоходцами из других крестных ходов обошли крестными ходами все горячие точки Юго – востока Украины. В декабре туда же отправился казачий духовный десант донцов с Донской иконой Божьей Матери.

Казаки Сербии ведут подготовку крестного хода с иконой Богородицы «Троеручица» по Балканским странам, канонической территории Сербской Православной Церкви. В прошедшем году сербы прошли крестным ходом через Белоруссию, по территории России вдоль границ с Украиной до Крыма. По пути были проведены молебны в лагерях беженцев. В Севастополе установив икону Троеручицы на крышу джипа с эскортом мотоциклистов из клуба «Ночные волки» обвезли икону вокруг города.

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод что правильное определение миссии и предназначении казаков способствует сохранению и развитию культурно- исторических и духовно-нравственных традиций казачества в России и за рубежом.

Просмотров: 45 | Добавил: Aleksandra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
-->
Казачьи заповеди
БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ.
Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы.
Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все.
Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование.
Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа.
Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.
Чти мать свою и отца.
Помощь Юго-востоку
Недавно образованный Комитет жен казачьих ополченцев при Баклановском полку организует сбор денежных средств. Средства пойдут на похороны погибших и помощь их семьям, а также помощь раненым казакам. В настоящее время средства собираются на памятник и ограду могилы Жени Андропова, обеспечение лечения раненых казаков, находящихся в Ростове, перевозку отдельных из них в госпиталя других городов. Средства просим направлять на Яндекс.Деньги: 410012323765271
В этот день
Поделиться
Наша кнопка
Код кнопки